Программа развития МОУ " СОШ п. Синегорский" на 2006-2010годы представляет долгосрочный нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющие достижения и проблемы,. основные тенденции, главные цели и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно- воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. В разработке Программы использованы следующие нормативно- правовые документы: - Конвенция о правах ребенка - Закон РФ " Об образовании" - Устав МОУ " СОШ п. Синегорский"
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА.
МОУ " СОШ п. Синегорский" ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной части .
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМА
Экономические и политические реформы, начавшиеся с конца 80 годов ХХ века особенно тяжелым бременем, легли на сельское хозяйство. Некогда крепкое хозяйство зерносовхоз " Озерский" пришел к полному банкротству. Последствия оказались катастрофическими. Люди остались без работы, а следовательно, без средств к существованию. Отсутствие водоснабжения, газоснабжения, работы, привело к тому, что люди стали уезжать из села. Только за последние 5лет численность населения сократилось на 320 человек. Численность населения п. Синегорский составляет 1089 человек. Но из этого числа 250 человек работают за пределами поселка, в основном уехали на заработки в Москву. В 2006году из округа выехали 51 человек.
КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ.
Социальный и национальный контингент учащихся разнообразный. В 1991 году в школу поступили дети, приехавшие с Киргизии, в основном это дети из многодетных семей. Образовательный уровень родителей этих детей очень низкий. Из общего числа учащихся составляют 36 % - курды, 27%- русские, 12%- казахи, 25%- другие национальности. 40 учащихся из многодетных семей, 30 из малоимущих семей. Семьи школьников различны по материальному положению: - семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов семьи на человека ниже прожиточного минимума)- 23% - со средним- 77%. В школе два учащихся - инвалиды, трое учащихся живут с опекунами, 4 учащихся стоят на учете: " Социально- опасная семья", 8 учащихся относятся к группе риска. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний как нарушение зрения, осанки и заболевания желудочно-кишечного тракта. Большинство учащихся проживают в приватизированных домах и малогабаритных квартирах двухэтажных домов. По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: 1 группа- 131 учащихся (98,5 %) 2 группа- 3 группа-2 учащихся (1,5) В результате родственных браков среди курдского населения, рождаются дети с различными отклонениями состояния здоровья, что отрицательно сказывается на учебном процессе.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
У себя в селе мы строим социально-активную школу равных возможностей. Это школа со смешанным контингентом учащихся. С одной стороны, такая школа стремиться максимально адаптироваться, а с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды, в своей деятельности педагоги школы опираются на определенные принципы гуманистической педагогики: системности и природосообразности, культуросообразности. Принцип системности требует рассматривать школу не только как самостоятельную систему, все элементы которой находятся во взаимозависимости, но и как часть другой системы, во многом влияющей на её функционирование. Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности учащихся. Принцип природосообразности предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, состояние здоровья ребенка и его физический потенциал. Принцип культуросообразности заключается в том, что образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной культуры. Этот принцип требует приобщение человека к различным ценностям культуры этноса, общества цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе). Содержание, методы и формы образования будут культуросообразными только в том случае, если они отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и различным его социальным группам, и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования. Применительно к школе это означает, что необходимо учесть запросы довольно неоднородной (по культуре и уровню развития) социальной массы населения и учащихся.
РАБОТА НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ 2006-2010 г.г.
Направление деятельности На 1 ступени - начальная школа: центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей; тесная связь учителя с семьей; введение уроков информатики во 2 классе; формирование умения жить в коллективе. К моменту окончания начальной школы общеобязательным являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе, достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включатся в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладения учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы. На 2 ступени - основная школа (5-9 классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части продолжить формирование и развитие познавательных интересов учащихся и самообразовательных навыков; развивать у учащихся самостоятельность и критичность мышления, творческие способности к самоопределению; обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся при комплектовании профильных классов, а также способствующие лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения; создать оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения, учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеурочных занятиях в школе и вне её; в качестве приоритетного направления педагогической работы рассматривать разработку проблем личностного и профессионального определения 3 ступень - средняя школа (10-11 классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся. На 3 ступени обучения: продолжить развитие самообразовательных навыков, и прежде всего навыков самоорганизации и самовоспитания; завершить начатое ранее нравственное, духовное и физическое становление выпускников; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития; Модель выпускника начального общего образования. Обучающие, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны: освоить образовательные программы по предметам учебного плана на уровне достаточным для продолжения образования на ступени общего основного образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками); овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действии, культурой поведения и речи. Модель выпускника основного общего образования. Обучающиеся, получившие основное общее образование должны: освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; изучить на повышенном уровне сложности учебной программы по отдельным предметам: приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 2010 ГОДА.
Действенное воспитание учащейся молодежи, сопряженное с подготовкой миссии "труженика", "семьянина", "гражданина", несомненно станет серьёзным шагом к экономическому и культурному воспитанию нашего государства. Выпускник нашей школы представляется как конкурентно-способным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности такие, как доброта, справедливость, гуманизм, сострадание к ближним. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек не примерим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розне, преступности, несправедливости, но способен всегда стать на защиту рубежей своей Родины. Учитывая основные ценности и цели школы, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям:
1. Готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования.
2. Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально-ценных форм досуговой деятельности, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. 3. Умение жить в условиях рынка и информационных технологий.
4. Личность, которая умеет отвечать за свои поступки: самостоятельна и активна; имеет друзей и дорожит ими; в любой ситуации говорит правду; помогает старшим, не обижает младших; серьезно и ответственно относится к своим обязанностям; обладает правовой культурой; умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни. физически здоров, ведет активный образ жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Школа была, есть и останется важнейшим социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В нашей школе осуществляются основные направления воспитательной работы: гражданско-нравственное; формирование положительных привычек; познавательная деятельность; художественная деятельность и эстетическое воспитание; трудовая деятельность; оздоровительная работа; работа с учащимися девиантного поведения; создание структуры ученического самоуправления; взаимосвязь с родителями и общественностью. Формами взаимодействия педагогов и учащихся являются классные часы, собрания, внеклассные мероприятия, система дополнительного образования, общешкольные линейки, заседания совета профилактики асоциального поведения учащихся. вся воспитательная работа строится на основе общего воспитательного плана. Плана работы разделен на тематический период на 1 месяц или четверть. Цель воспитательной работы на 2006-2007 г. - "Воспитание личности, способный обладать компетенциями, необходимые в самых различных отраслях знаний". Задачи: Воспитывать у учащихся культуру поведения, прививать этические нормы; Внушать детям, что образование и здоровье являются приоритетными факторами в жизни человека; Развивать правовые самосознания учащихся, бороться с асоциальными явлениями; Видеть в каждом ребенке талантливые ростки, выявлять их, направлять в познавательное русло. В школе действуют три детских объединения: "Светлячок" (1-4 классы), "Солнышко" (5-7 классы), "Родник" (8-11 классы), объединенных в организацию "Школьная республика". В совет организации входят ученики 5-11 классов. Поручения у детей разные: контроль за успеваемостью, дисциплиной, физическим развитием. В систему дополнительного образования входят внеурочные занятия в кружках и спортивных секциях. В школе действуют кружки различной направленности: художественная, музыкальная, литературная и другие. Охват детей составляет 70%, задействованы в занятиях дети из группы риска и социально-опасных семей. В школе имеется Совет профилактики асоциального поведения учащихся, целью и задачами которого являются: укрепление положения детей в классном коллективе; поощрение личностных и учебных достижений в школе и семье; контроль за поведением учащихся со стороны администрации школы и классного руководства. В настоящее время на внутришкольном учете состоит 5 человек. В конце полугодия или года подводим итоги постановки детей на учет или снятие ребенка с учета за хорошее поведение. В каждом классном коллективе имеются родительский комитет, один из родителей входит в родительский комитет школы. При планировании внеклассных мероприятий классный руководитель, воспитатели учитывают возрастные особенности детей, цели и задачи воспитательной работы, возможности учащихся и родителей. За год в школе проводятся крупные общешкольные мероприятия, где задействованы все дети: смотры художественной самодеятельности, ярмарки, праздничные утренники и вечера, Дни здоровья, круглые столы, выставки рисунка и плаката, торжественные линейки, предметные недели и другое. В классах дети принимаю участие в семейных вечерах, познавательных викторинах, конкурсных программах, вечерах отдыха и т.д. для претворения в жизнь воспитательных программ классные руководители, воспитатели интерната и ГПД, социальный педагог, старшая вожатая школы составляют план воспитательной работы на 1 год, сочетая групповую и индивидуальную форму работы с детьми и родителями, ведут протоколы ученических и родительских собраний, проводят анализ своей работы на МО классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей и воспитателей играет важную роль в планировании и корректировке воспитательных задач, методов и средств достижении этих задач. Задачи МО классных руководителей повышение профессионального уровня классных руководителей, воспитателей через реализацию планов по организации совместной деятельности школы и семьи; обучение детей выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности детей и другое. Несмотря на огромную воспитательную работу объединений, школьной организации, Совета по профилактике асоциального поведения, кружков и секции, остается множество нерешенных проблем. Творческий потенциал детей используется далеко не полностью, многое нужно изменить в работе всех звеньев воспитательной деятельности:
1. Разработать программу обучения классных руководителей, воспитателей новым воспитательным технологиям.
2. Разработать рекомендации по организации совместной деятельности классных руководителей, социального педагога, библиотекаря школы.
3. Проводить регулярные мониторинги по изучению уровня воспитанности детей;
4. Изучить степень развития сотрудничества классного руководителя с классом: уровень взаимного доверия; степень включенности классного руководителя в дела класса; взаимодействие актива класса и классного руководителя; степень включенности родителей учащихся в деле класса
5. Разработать рекомендации для родителей по оказании им помощи в ходе обучения, воспитания и развития детей;
6. Проводить консультации для родителей;
7. Реально поднять статус ученического самоуправления.
СВЕДЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НАСЛЕДИИ ШКОЛЫ.
В процессе формирования личности, воспитание, как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль. От эффективности системы воспитания зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. А эти проблемы не новы и их можно сгруппировать следующим образом: социальные, которые решаются в процессе дальнейшего развития экономики; нравственные и педагогические - ослабление роли семейного воспитания; проблема "отцов и детей", отсутствие устойчивых нравственных ориентиров у подростков, их агрессивность, инфантильность, взаимоотношение семьи и школы и другое. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательных процессов. обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляется неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. Поэтому нравственное воспитание ребенка остается приоритетным направлением на протяжении многих лет. Воспитательная работа строилась на формирование и развитие личности творческой и гармонической. за многие годы работы педколлектива выработались традиционные формы воспитательной работы: участие в мероприятиях массового характера, беседы, диспуты, вечера. Учащиеся стараются не обойти вниманием районные и областные конкурсы. В 2001 году проходил конкурс журналистских работ, целью которого было развитие жизненной активности, творческого потенциала, ученицы Сирота Д. и Порошина М. участвовали в конкурсе, их сочинения напечатали в областной детской газете "Шпаргалка". Другая ученица Мусралиева Райза в 2005 году написала очерк об интересных людях села, которую опубликовали в газете "Заволжская нива", конкурс назывался "Серебряное перо губернии-2005" Творческие работы, сочинения по теме "Живой символ малой Родины" способствовали воспитанию патриотизма и активной гражданской позиции, с этой задачей справились две ученицы Даньшина Катя и Сирота Дарья, занявшие II и III место. В целях формирования социально-активной позиции молодежи, привлечения внимания детей и подростков к проблемам экологии в 2005 году, проходил конкурс рисунка "Мирный атом", где ученик 3 класса Дадауов Дидар получил Свидетельство областного экологического центра. В этом же году проходил районный конкурс, сочинений посвященный 60 летию Победы в Великой Отечественной войне, "Великая Победа", в возрастной группе 13-14 лет, призовое место заняла ученица 8 класса Швецова Настя. За освещение событий Великой Отечественной войны, любви и уважение к великой истории страны, детское объединение "Солнышко" было поощрено грамотой РОНО. Благодарственным письмом была вознаграждена старшая вожатая Тома Л.Н. за участие в районном празднике "Эстафета радости", посвященной районной детской организации "Радуга". В марте 2004 года в районе проходил смотр художественной самодеятельности, посвященный 50 летию освоению целенных и залежных земель, наша школа заняла почетное III место. каждый год осенью проводится в районе смотр-конкурс учебно-опытных участков, который проводится в целях повышения роли учебно-опытных участков в плане выращивания продукции в школах района, третий год подряд с 2003 по 2006 г.г. ученический коллектив школы награждается грамотами и премиями в размере 500 р., 300 р., 400 р., то есть наш пришкольный участок наша гордость! За многие годы работы педколлектива, вклада в развитие воспитательной системы сложились добрые традиции. Это новогодние праздники, которые всегда отличаются красочностью, новизной, интересной и насыщенной программой. Жители села с удовольствие приходят посмотреть на представления. В последние годы в школе уделяется большое внимание патриотическому воспитанию детей. общешкольные крупные мероприятия - "Репортаж о родном крае", смотры художественной самодеятельности "Дорогами подвига", "Песни военных лет", военно-спортивные игры и эстафеты, переписка с военнослужащими Российской Армии, акции "Помним и чтим", торжественные линейки, посвященные Дню юного героя - антифашиста, выставки рисунков и другие мероприятия помогают детям понять прошлое, учит уважению и любви к Родине. Традиционными стали встречи школьных друзей. Выпускники школы всегда с теплотой вспоминают школьные годы, стараются материально помогать школе. в 2003 году после юбилейного праздника, посвященного 20 летию строительства школы, были приобретены на деньги, подаренные бывшими учен7иками, телевизор, в 2006 году - цветной принтер. Целенаправленность школы как сложной социально-педагогической системы выражается в том, что при выполнении любого заказа общества на формирование компетентной личности в ней реализуются два блока взаимосвязанных целей: первый блок включает цели образования, развития, личности учащихся; второй ориентирован на обеспечение направленности педагогической деятельности на достижение образовательных результатов, отвечающих целям развития личности школьников современным социальным требованиям. Главная цель: сформировать компетентную личность, готовую к самореализации в различных сферах деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях на основе физического, нравственного и интеллектуального ее развития.
1. Обеспечить оптимальное функционирование школы как целостной педагогической системы и условия эффективной деятельности всех подсистем школы.
2. Обеспечить благоприятные условия физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников, достижения ими уровня образованности, соответствующего ступени обучения, потенциальным возможностям учащихся с учетом их познавательных интересов и склонностей.
3. Обеспечить условия индивидуального развития, учета личных достижении учащихся, стимулирования их творческой активности, наиболее полной самореализации в различных видах внеурочной деятельности, реализации их склонностей и интересов через воспитательную среду школы.
4. Обеспечить рост уровня профессиональной компетентности учителей школы как условия реализации целей развития личности учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
5. Установление и реализация связей школы с родителями учащихся, учреждениями и организациями для реализации целей воспитания и обучения школьников.
6. Совершенствование работы общественного органа - школьная республика: в целях повышения активности старшеклассников и желание участвовать в общественной жизни класса и школы разработка совместно с учащимися правил, принципов взаимоотношений в школьном коллективе.