Учитель русского языка
и литературы:
Карачева М. В.
Избу
освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
И начну у
бабки
Сказку я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван – царевич
Птицу – жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет,
А в трубе сердито
Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит…
Ведущий: и
как во сне мы оказываемся на посиделках… в стародавние времена… в крестьянской
избе.
Чтец:
Здесь и красны девицы,
Добры молодцы кругом.
Посидим рядком
Да поговорим ладком.
Ведущий:
долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься вечерними работами: ткать, прясть, вышивать,
сапоги тачать; да меткое словцо прогоняет скуку, вызывает смех…
Чтец:
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Чтец:
А я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.
стал мальчишка на колоду,
оступился прямо в воду,
вымок, вылез,
высох, встал,
оступился и…
упал
Чтец:
Маша чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
Чтец:
Посылала меня мать
Загонять гусака
А я
вышла за ворота
И –
давай плясака!
Ведущий: чем
дальше льется разговор, тем пуще раззадоривается народ на посиделках, того и
гляди в пляс пойдет.
Чтец:
Ой топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Чтец:
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху
буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане
парится медведь.
Чтец:
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок,
Вышил славненький домок.
Чтец:
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху.
Ученики разыгрывают сценку.
- Федул,
че губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра – то?
- Один ворот остался.
( при
последних словах входит Старичок.)
Старичок: Да ну!
Чтец: Эге…
Плыл по морю чемодан,
В чемодане плыл диван.
На диване плавал слон,
Кто не верит-
Выйди вон!
Старичок:
Вам, ребята только бы лясы точить да зубы скалить,
А как у вас со смекалкой? Вот проверю я вас:
отвечайте.
(загадывает загадки.)
- Какой в реке камень? (Мокрый.)
- Когда дурак умен бывает?
(Когда молчит.)
- Где свету конец? (В темной горнице.)
- Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом.)
- Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)
- Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
Чтец: не все
тебе, дедушка, нас пытать. И ты нам отвечай, коли самый мудрый из нас: у
семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна.) А еще: Ты да я, да
мы с тобой. Много ли нас? (Двое.)
Ведущий:
Ярко светится окошко избы. Заходят на огонек новые люди. Вот пришли две молодки
с малыми детушками. Не спят детки – укачивают их мамы. (Появляются две девочки
с куклами в пеленках, нянчат.)
Чтец:
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да курица,
Кот да кошка,
Да я немножко.
Чтец:
Раз,
два, три, четыре…
Кошку
грамоте учили:
Не
читать,
Не
писать,
А
за мышками скакать.
Ведущий: Заслушалась молодежь, посветлело на душе от ласковых
материнских слов и захотелось вспомнить скороговорки, что в детстве помогали
чисто говорить на родном языке.
Чтец:
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копан под попом,
Поп под колпаком.
Чтец:
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугаю.
Чтец:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали,
Загадку не
угадали.
Ведущий: А и
правда, не позагадывать ли загадки?
(Загадывают русские загадки
все желающие.)
Ведущий:
бывала на посиделках, особенно где собиралась молодежь, старушка – старалась
вовремя девушкам помочь лучше работу сделать, разговором толковым занять,
шумных ребят унять строгим словом. Шум поднялся – загадок все много знают, и
выходит тут старушка – сказочница, всем помощница.
Сказочница:
А было это, голубчики, в
старину,
Когда задумал дед Архип
залезть на Луну, -
Тогда сказки по воздуху
летали,
Друг друга за крылышки
хватали,
А я за ними на золотом коне
скакала
Да в мешок эти сказки
собирала.
(Рассказывает сказку «Петухан Куриханыч».)
Ведущий:
Хороша сказка, не послушать ли еще докучные сказочки? Не знаете таких?
Послушайте…
Сценка:
- Жил –был царь, у царя был
двор, на дворе был кол, на колу мочало: не сказать ли сначала?
- Да ну, я лучше скажу: Жил –
был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
- Ну вот, поманил, а не
рассказываешь…
- Кабы доехал, рассказал, а
он , может, неделю проедет!
- Мой черед пришел: Жили –
были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
- А долго ль они жили?
- Долго они жили –
Мне старики говорили.
Знал про то один кот – колоброд,
Что сидел у ворот, -
Да убежал кот в овес,
Конец сказки на хвосте унес!
Ведущий: Вот
и подошли к концу наши посиделки, но нет конца народным сказкам, народной
мудрости, юмору и смекалке.
Звучат народные песни.
Провела
учитель русского языка и
литературы:
Карачёва Маргарита Васильевна
МОУ «СОШ п.
Синегорский»
2009- 2010
учебный год
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи.
Форма урока - космическое
путешествие
2.)Проигрыватель. Пластинка с
мелодиями ВИА «Зодиак»;
3.)Карточки, рисунки с
инопланетянами, макет ракеты.
Цель урока:
1.Повторить изученное по теме «Синтаксис.
Пунктуация. Культура речи» (словосочетание, простое предложение, главные и
второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, сложное
предложение, обращение, прямую речь,
диалог).
2. Закрепить умения
- находить в предложении словосочетания по заданным схемам;
- производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;
-расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с
обращением, с прямой речью;
- расставлять знаки препинания в сложном предложении;
рр – составлять диалог,
выразительно читать его;
3.Интерес к русскому языку
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Слово учителя
– Ребята, вы любите мечтать? Тогда …я думаю,
что вам будут близки строчки стихотворения Э.Барковой
«Я мечтаю».
Я мечтаю о звёздных
полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне
поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу
найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам
зовёт.
Знаю я, что минута
настанет -
В дальний рейс поведу
звездолёт.
-Я права? Близки мысли лирического героя вашим мечтам?
Тогда …зачем же долго ждать той минуты? Я предлагаю
отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы
понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же
таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.
В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто
космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты?
Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.
Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся
в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса и
Пунктуации.
Хочу сообщить, что в центре управления полётом за
прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем
уроке.
Руководство полётом разрешите взять на себя.
3.Тема, цели урока.
- В любое путешествие отправляются с определённой намеченной
целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока.(Запись на доске)
Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому
району под названием «Синтаксис и пунктуация»… Совершенно верно, повторить
основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения,
которые приобрели.
4.Запись числа, темы урока.
- Внимание, экипаж! Запись в бортовом журнале «открытого»
вида (доска) занесите в свои бортовые журналы «закрытого» вида (рабочие
тетради). В свои бортовые журналы вы будете заносить основное, что будет происходить
во время полёта. Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных
заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами.
Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических
достижений (журнал).
5.Путешествие по этапам.
- Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше
тоже будет проходить поэтапно.
1 этап «Подготовка к полёту
- Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о
том месте, в которое направляется. Но и всегда готов к неожиданностям.
Проверим, что мы знаем о Синтаксисе и Пунктуации.
- Что изучает Синтаксис?
- Секрет названия Пунктуации?
- Что изучает Пунктуация?
- Какие виды знаков
препинания вы знаете?
- Вижу, космонавты готовы.
Переходим ко 2 этапу.
2этап «Взлёт ракеты»
- Теперь проверим наш
космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными
понятиями, изученными по теме нашего урока.
Отгадывание кроссворда.
-Итак, к полёту всё готово.
Взлетаем!
(Музыка космического характера)
3этап «Ориентирование по маршрутному листу»
- В космосе тоже нужно уметь
ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране
русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый
вам с начала урока.
Работа с текстом (частичный
анализ).
1.Я мечтаю о звёздных
полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану
пилотом,
Только б вырасти мне
поскорей.
2.Всё о жизни Сатурна
узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу
найду.
3.Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам
зовёт.
4.Знаю я, что минута
настанет -
В дальний рейс поведу
звездолёт.
а)
Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите
по 1 примеру. Вспомним, что называется словосочетанием.
1.прил.+ сущ.
2.нар.+ глаг.
3.глаг.+ сущ.
4.глаг.+ мест.
5.сущ.+ сущ.
4этап «Внимание!
Неопознанный объект»
-
Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)
-
Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется
нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно
изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.
-
Вид записи, форма ничего не напоминает? (предложение)
-Раз
это предложение, мы легко можем разобрать его, обезвредив объект.
-
Оказывается, это предложение с прямой речью, необходимо было расставить знаки
препинания.. Объект обезврежен!
Физминутка.
5этап «Выход в открытый
космос»
(Звучат
тревожные сигналы- используется телефонная мелодия)
-
Ребята, что-то повредилось в обшивке нашего корабля. Это сигналы
предупреждения. Нужно выходить в открытый космос – устранять повреждение
Кто
пойдёт устранять? (Выход 3 учеников к доске, работают по карточкам. Расставляют
знаки препинания, делают синтаксический разбор, составляет схему предложения). Весь класс выполняет упражнение 232 с
учебника.
Повреждение
устранили.
6этап «Встреча с
инопланетянами» - Да! Каких только чудес ни
бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. Давайте пригласим их в гости. Побеседуем.
Форма беседы? (диалог) Составьте диалог с инопланетянами, используя обращения. Работа в парах.
7этап «Возвращение на
Землю»
-
Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю! (Играет музыка)
Вот
мы и на земле.
-
Итак, обсудим наш полёт.
-
Понравилось путешествие?
-
Цель достигнута?
-
Что запомнилось?
-
Отметим самых активных космонавтов. (Подсчёт звёздочек. Оценки)
Наше
космическое путешествие состоялось!